Представим себе обычный современный офис. Столы, заваленные бумагами, кружки с недопитым кофе, компьютеры, чахлое растение, в котором не каждый ботаник узнает драцену, настенные часы из супермаркета. На эту скучную реальность смотрят разные люди – недосыпающий бездельник, трудоголик-аккуратист, дама со стажем, молодой карьерист, девушка-стажер и др. Все они видят окружающую их среду по-разному: кто-то морщится при виде грязной кофейной кружки, кто-то ворчит, что устал раскладывать документы по папкам, кто-то не замечает ничего, занимаясь интернет-серфингом. Те или иные рабочие моменты у каждого персонажа тоже вызывают разные эмоции и мысли.
Одна из аксиом офисной психологии гласит: все конфликты с коллегами начинаются на личностном уровне. Это означает следующее. Когда в пределах одного рабочего пространства сталкиваются разные интересы и принципы, стоить вспомнить о таком явлении, как мотивация.
Примером для обозначенной выше компании может быть конфликт дамы со стажем и карьериста на почве разделения обязанностей. Ни один из них не захочет уступать другому часть своей работы, однако мотивация у них разная: первая боится сужения своих профессиональных полномочий (а значит, урезания зарплаты), второй хочет получить солидный опыт для еще одной графы в резюме. В этом случае, как и во многих других, участникам конфликта достаточно сделать свою и чужую мотивацию прозрачной. Можно представить это в виде такого диалога:
– Маргарита Васильевна, дорогая, не переживайте вы так за эти договоры! Мне просто позарез надо потренироваться на их составлении. По секрету вам скажу, что мне предложили поработать в одной солидной фирме, там такие договоры в ходу.
– Гошенька, я не переживаю! Только ведь премию мне не заплатят, если вы за эти бумажки возьметесь… А мне внукам надо помогать. Да и сама я в своем любимом санатории сто лет не была!
– Да вы формально эту работу и сделаете! Просто покажете мне образец, а я справлюсь со всем остальным. И вам меньше трудиться, и я руку набью… Без вашего опыта мне точно не обойтись, будьте милосердны, спасите бедного невежду!
– Хорошо, Гошенька, уговорили. Завтра начнем, раз уж вам так нужны эти договоры.
В этом диалоге (которому, судя по всему, предшествовал другой напряженный разговор) молодой человек использовал все эффективные способы выхода из конфликта: обнаружение своей мотивации (раскрытие секрета), комплимент (положительная оценка опыта собеседницы), шутливый и в то же время доверительный тон.
В любом рабочем конфликте стоит помнить о том, что противоположная сторона видит ситуацию по-другому. И, возможно, именно это поможет отстоять свои интересы и сохранить теплые отношения с коллегами.