Что большинство взрослых людей помнят из того, чему их учили в школе? Исследования, результаты которых были опубликованы на портале tut.by, показали, что 80% людей используют лишь 20% полученных в школе знаний, а 20% людей – все 80%.
Что это? Нормальная ситуация, сложившаяся в современной системе образования? Или яркое проявление универсального закона Парето, с которым просто невозможно бороться?
«Принцип 20/80» - это эмпирическое правило, впервые озвученное экономистом и социологом Вильфредом Парето. Впоследствии оно было названо в его честь – закон Парето. Его краткая формулировка предельно проста: «80% результата дают 20% усилий. Остальные 20% результата достигаются путем 80% усилий».
Цифры «по Парето» достаточно приблизительны. Это может быть более жесткое разделение 10/90 или более мягкое 30/70. Но, в целом, мысль «Зачем мы это учим (учили)?» звучит не только у современных школьников, но и у их родителей, вспоминающих годы получения образования.
Пример портала tut.by: считать маленьких детей сегодня учат еще в выпускной группе детского сада. Этим умением они пользуются на всех уроках математики (физики и т.п.) вплоть до окончания школы. При этом задачи, касающиеся совместной работы, не пригодятся для усвоения нового учебного материала. И спустя несколько лет, немногие взрослые вспомнят, что это такое. Вывод: 80% пройденного учебного материала используется при прохождении 20% нового. И наоборот – 20% уже выученного необходимы при изучении 80% новых фактов и данных.
Критические осмыслить современную образовательную ситуацию в школах страны может еще одно утверждение специалистов: 80% учебных усилий оставляют в памяти школьника 20% знаний. И, конечно же, другая сторона: 20% учебных усилий = 80% знаний.
Некоторые читатели сейчас могут усомниться в действенности такого механического подхода: применять эмпирический закон следует весьма осторожно, каждую ситуацию необходимо разбирать отдельно и в каждом учреждении образования искать свой подход. Да, разобрать точность соотношения закона Парето во всей системе образования – это тема для обширной докторской диссертации. Но и игнорировать давно зарекомендовавший себя принцип не стоит.
Вот несколько советов, как улучшить уровень образования вашего ребенка, используя принцип 20/80:
- В средней школе или уже в старших классах помогите школьнику определиться, какие 20% из всей программы учебных предметов пригодятся ему в дальнейшем обучении и в жизни.
- Проанализируйте информацию о различных специальностях: какие школьные знания и умения действительно нужны в работе, о которой мечтает ваш сын или дочь.
- Позаботьтесь об дополнительных инструментах, которые помогут вашему ребенку усвоить те самые 20% самых важных знаний и навыков.
Вспомните о том, что в западных странах закон Парето часто используют при подготовке менеджеров и маркетологов. Опыт иностранных специалистов показывает, что данный принцип – отличный инструмент, повышающий эффективность деятельности, и оптимизирующий ее результаты. Ведь правильный выбор минимального количества самых важных действий или задач – залог того, что вы быстро получите значительную часть от полностью запланированного результата. Как в получении образования вашего ребенка, так и в своей взрослой жизни.