-Я родился в России, в г.Оренбурге, в семье русского казака и белорусской женщины. Вырос в г.Дзержинске Минской области, там же окончил СШ № 2. После этого поступил в БГУ на исторический факультет. Моя жена – Анна Григорьевна уже находится на заслуженном отдыхе. Было 2 сына, к сожалению, несколько лет назад младшего сына не стало. В общем, у нас обыкновенная рабочая семья.
-Когда Вы решили посвятить свою жизнь образованию и по какой причине?
-Мне всегда было интересно общаться и работать с людьми. Прошёл все ступеньки школьной жизни: звеньевой, председатель совета отряда, член и секретарь комитета комсомола школы. Наверно, так было мне предназначено.
-Сколько лет Вы на должности директора?
-Мой общий педагогический стаж – 40 лет. В эту школу я пришёл работать в 1982 году. 2 года проработал заместителем директора по воспитательной работе. В качестве директора школы проработал 38 лет.
-Что привлекает Вас в профессии?
-Мне нравится работать с молодёжью. Подпитываешься энергией и бодростью. Молодёжь не даёт застыть на одном месте, она заставляет двигаться и самосовершенствоваться.
-Какие минусы существуют, с Вашей точки зрения, в этой профессии?
-Минусом является то, что иногда приходится решать чужие вопросы.
-Расскажите о своих заслугах и наградах.
-Самая большая заслуга – признание учеников и их родителей. А так имеются многочисленные грамоты и дипломы. В 1991 году был призёром конкурса «Учитель года».
-Вы помните своего первого учителя?
-Первого учителя я, конечно, помню. Ею была Зинаида Петровна Новицкая, которая в 1960 г. приняла меня в 1 класс.
-Кто повлиял на Ваш выбор профессии?
-Пожалуй, мой учитель математики и директор школы по совместительству – Шкурдюк Алексей Игнатьевич. Когда я сам стал директором школы, я часто сверял свои поступки с его деятельностью. Всегда думал: «А как бы он поступил?».
-Ваш любимый школьный предмет во времена обучения?
-Интересно, что любимым школьным предметом была не история, которая затем стала моим смыслом жизни, а биология и физика. Я, в своё время, по эти предметам был победителем областных олимпиад.
-Вы были спокойным ребёнком или бунтарём?
-Я считаю, что тот ребёнок плох, кто за весь период обучения ни разу не разбил окно, не прогулял урок, и не вызывался к директору. И у меня всё это было.
-Остаётся ли время у учителя на своих детей и внуков?
-К сожалению, у учителя остаётся мало времени на своих детей. Когда мои дети учились в школе, я приходил на родительское собрание раз в год. Кроме того, дети учителей находятся в некотором особенном положении, по сравнению с другими детьми. Учителя моих детей видели во мне не папу, а директора школы. И что было позволено другим детям, то никогда не позволяется детям учителей.
-Что особенно запомнилось Вам, в вашей школьной жизни?
-Было много хорошего, как и у каждого школьника. Наверно, очень запомнился 1968 год, тогда отмечали 50-летие Ленинского Комсомола. Я учась в 9 классе и будучи секретарём комитета комсомола школы, получил почётное знамя ЦК ВЛКСМ. Таким образом, была награждена наша школа.
-Думали ли Вы, что когда-нибудь станете директором школы?
-Конечно, нет. Так случилось, что после окончания университета я попал в Кировский район (Могилёвская обл.) и меня сразу назначили директором Городецкой 8-летней школы. И это в мои неполные 23 года. Вот с тех пор и директорствую.
- Кем Вы мечтали быть в детстве?
-Кто же из мальчишек, не мечтал быть в детстве моряком, капитаном дальнего плавания? Я даже после окончания 8 класса, тайком от родителей сбежал из дома, чтобы поступить в мореходное училище в Одессе. Правда, из этого ничего не вышло, т.к. меня сняли с поезда.
- Как Вы относитесь к быстроменяющейся политике образовательных реформ?
-Я отношусь к этому отрицательно. Воспринимаю такие реформы, которые не вредят детям. Сейчас же, к сожалению, многие реформы в образовательной системе не продуманы. Их создают люди, не обладающие практическим опытом преподавания.
-Хотели бы Вы изменить оценочную систему в школе?
-Нет. Я считаю, что 10-тибальная система оценки знаний, позволяет ученикам выбирать свой уровень обучения и способствует мотивации школьников.
-Если сравнить школу прошлого (когда Вы учились) и школу сегодня, что Вам больше нравится и не нравится в них?
-Мне кажется, что раньше школьная программа была более продумана. Было много хороших учебников, много времени уделялось практическим навыкам. Сегодня этого в школах нет. А ведь в развитии ребёнка, практика стоит на первом месте.
-Что представляет собой школа сегодня?
-Сегодня школа является очень сложным комплексом, выполняющим ряд функций: образовательную, воспитательную и развивающую. В современном мире, школа является барьером между ребёнком и преступным миром. И именно на школу возложена задача, сделать всё возможное, чтобы не дать ребёнку пойти не в ту сторону.
-Каким Вы видите идеального учителя, ученика и родителя?
-Я считаю идеальным учителем того, кто никогда не забывает, что перед ним находится ребёнок, пусть и большой, но ребёнок. Идеальный учитель никогда не должен забывать, что и сам был когда-то учеником. Идеальный же ученик тот, кто задаёт много вопросов учителю, кто стремится к знаниям. Идеальный родитель должен понимать и уважать учителя и своего ребёнка.
-Это у Вас последний 31 выпуск. Какие чувства Вы испытываете?
-Я отвечу словами Роберта Рождественского:
Тихо летят паутинные нити. Солнце горит на оконном стекле.
Что-то я делал не так; извините: жил я впервые на этой земле.
Я ее только теперь ощущаю. К ней припадаю. И ею клянусь...
И по-другому прожить обещаю. Если вернусь...
Но ведь я не вернусь...
Конечно, мне очень грустно, но вместе с тем, я считаю, что отдал этой школе и своим детям, всё что мог.
-А если бы начать всё с начала, пошли бы в учителя?
-Конечно, пошёл бы. Я думаю, что те годы, которые я прожил в этой школе, помогли мне сформироваться и как педагогу, и как директору, и как личности.
-Чтобы Вы хотели пожелать своему коллективу?
-Своему коллективу, я хочу пожелать любить учеников, любить свою школу. Гордится школой и беречь всё то, что мы сделали за эти годы. А ученикам, не забывать свою школу и удачного жизненного пути.